«

»

Мар 18 2021

Распечатать Запись

Как помочь ребенку в трудной ситуации.

Подрастающие дети оказываются под прессом завышенных ожиданий, как со стороны семьи, так и со стороны образовательной системы (которые они не всегда способны оправдать). Критерием их успеха выступает  система оценок. В подростковом возрасте, начиная с 11-12 лет, ребенок испытывает возрастной  кризис, который длится, по мнению советского и российского психолога, педагога и философа, основателя и руководителя научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной до 15-16 лет.

В этот  короткий период подростку  необходимо научиться позитивно относиться к себе, знать  свои ценностные ориентации, выстроить семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Все эти важные задачи могут  вызвать негативизм или негативные проявления в поведенииподростков (безнадежность, чувство собственной незначимости, низкая самооценка, дисгармония в семье,  саморазрушающее поведение,  реакция протеста, депрессия). Данные проявления поведения являются факторами риска  в жизнедеятельности подростков. Дети в данный возрастной период  ищут понимание, поддержку, ответы на волнующие вопросы в социальных сетях – однако в силу недостаточности социального опыта далеко не всегда способны критически оценить качество получаемой информации, найти адекватные выходы из проблемной ситуации. Поэтому важно в любой возрастной период со стороны родителей и образовательной системы обращать особое внимание на профилактические меры и проводить просветительские и обучающие мероприятия.

Возрастные особенности проявления негативного поведения и причины:

Детский возраст (до 12 лет)

Для детей характерны импульсивное поведение,неумение регулировать свои эмоциональные реакции. Частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

Подростковый возраст (12-16-17 лет)

В подростковом возрасте причиной импульсивного поведения становится возрастной кризис, «игра гормонов»- половое созревание. Также причинами негативного поведения, в этом возрасте, могут стать конфликтные отношения с родителями, реже с учителями.

Юношеский, молодежный  возраст (17-29 лет)

В большинстве случаев негативное поведение  носит импульсивный характер и обусловлено разрывом отношений или ссорой с партнером.

В любом возрасте ребенку необходима поддержка со стороны близких людей (друзей, школьных учителей, психологов). Родители должны знать о  телефонах доверия, службах помощи, куда можно обратиться в критические, кризисные  моменты. Существуют три основных позиции поддержки ребенка, способствующие эмоциональной устойчивости в кризисных ситуациях:

  1. Убеждение в возможности преодоленияпроблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, выход есть всегда).
  2. Наличиеэмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, учителем, психологом) «Я не один».
  3. Позитивный образ будущего, установка на позитивное мировосприятие («Все в этой жизни происходит не с тобой, а для тебя»).

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

Все, что связано с ребенком, имеет большое значение.

Открыто обсуждайте с ребенком семейные, школьные и внутриличностные проблемы.

Помогайте ребенку строить реальные жизненные планы и поддерживайте его в достижении своих жизненных целей.

Учите ребенка распознавать причину негативного поведения (проговорите о важности подросткового кризиса). Помогитепреодолеть препятствия и трудности, опираясь на уверенность.

Поощряйте и развивайте в ребенке все хорошее, помогайте ему осознавать его склонности, интересы,  способности.

Вовлекайте  ребенка  в социально полезную деятельность (занятия в кружках, объединениях, клубах по интересам).

В любой ситуации будьте для своего ребенка внимательным слушателем и деликатным советчиком.

Ни при каких обстоятельствах не используйте физические наказания, знайте, что любое физическое наказание порождает негативное поведении с большей силой.

Атмосфера принятия (таким, какой ребенок есть) является обязательным условием воспитания счастливого человека.

Психолог отделения социальной помощи семье и детям

КГБУ СО «КЦСОН «Северо-Енисейский»      Н.В.  Касицина

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://sozdom.ru/2021/03/18/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bf%d0%be%d0%bc%d0%be%d1%87%d1%8c-%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d1%83-%d0%b2-%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d1%81%d0%b8%d1%82%d1%83%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/

Создание сайтов — www.msonline.ru